Как проходят логопедические занятия?
Для каждого ребенка логопедическое занятие происходит по своему, в зависимости от вида и степени нарушения. Специальность логопеда интегрирует в себе не только навыки постановки звуков, но также обширные знания по человеческой анатомии, физиологии, психологии, так как часто нарушения речи связаны с неправильным формированием процессов в головном мозге.
Коррекция звукопроизношения
Если вы заметили, что ваш ребенок не выговаривает какие-то звуки или произносит их искаженно, то необходимо обратиться к логопеду. Коррекция звукопроизношения именно в дошкольном возрасте позволит вам избежать многих проблем, которые могут возникнуть в жизни ребенка: это и личностные нарушения (заниженная самооценка, замкнутость, боязнь общения), и проблемы в овладении школьной программой (чтением и письмом) и др.
Коррекционное занятие логопеда с ребенком по устранению нарушений звукопроизношения включает в себя следующие этапы:
- Подготовительный этап (развитие общей и мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, развитие фонематического слуха);
- Постановка звуков;
- Автоматизация звука (отработка поставленного звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах);
- Дифференциация звуков (цель данного этапа — научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи).
Один из наиболее частых вопросов, которые задают родители: «Cколько необходимо времени, чтобы поставить звук, исправить звукопроизношение?» Ответить на этот вопрос точно нельзя. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка (темперамента, работоспособности и др.), от стремления к преодолению дефекта, от степени нарушения. В любом случае, если вы обратились за помощью к логопеду, результат будет. Ведь перед началом логопедических занятий проводится консультация, на которой в процессе беседы и диагностики выясняются индивидуальные особенности вашего ребенка, изучается специфика речевого нарушения, свойственного именно вашему ребенку, и подбирается индивидуальная система коррекционных мероприятий по преодолению нарушений звукопроизношения.
Развитие речи у детей и взрослых
Занятия по развитию речи направлены на овладение ребенком устной, правильной и хорошей речью, а также на развитие навыков общения с окружающими людьми.
Если для дошкольников речь является средством общения с другими людьми, в процессе которого она и формировалась, то у детей школьного возраста, наряду с этим, речь является и средством усвоения знаний. Усвоение школьной программы во многом зависит от уровня развития речи. Поступив в школу, ребенок начинает осваивать новый вид речи — письменную. Письменная и устная речь школьника развиваются в единстве и взаимно влияют друг на друга.
Я предлагаю комплексные занятия по развитию речи для детей всех возрастов. Свою работу я строю, опираясь не только на логопедические принципы, но также использую элементы нейропсихологической коррекции, опираюсь на коммуникативно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы в организации занятий. Это позволяет создать благоприятные условия для самоопределения и самореализации ребенка, развития его речевых способностей и личности в целом. В процессе занятий ребенок научится не только красиво и правильно говорить, он станет более ловким, смышленым, познакомится с окружающим миром! Подробнее о процессе развития речи школьников и дошкольников...
Перед началом занятий проводится консультация по вопросам речевого развития вашего ребенка. Проводится беседа с ребенком, в ходе которой выявляются проблемные звенья речевой деятельности. После этого подбирается система развивающих упражнений или программа по развитию речи, которая позволит достигнуть поставленной цели.
Коррекция Общего Недоразвития Речи
Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.
ОНР требует коррекции на ранних этапах развития ребенка. Если упустить момент, не научить ребенка дошкольного возраста говорить правильно, то последствия в школьной жизни могут быть очень серьезными: личностные нарушения, вторичные нарушения чтения и письма, трудности в овладении школьной программой.
Я предлагаю комплексные занятия по коррекции онр, которые направлены на решение многих задач:
- развитие фонематического слуха (игры, упражнения, направленные на совершенствование функции звукоразличения);
- постановка звуков (на каждом занятии идет постановка, автоматизация или дифференциация нарушенных звуков);
- формирование грамматического строя речи (речевые игры, задания, упражнения, которые позволят сформировать у ребенка грамматически правильную речь);
- расширение активного и пассивного словаря (ознакомление с окружающим миром).
Решение данных задач позволит сформировать у ребенка полноценную связную речь, повысить речевую активность, что позволит ему полноценно общаться с окружающими людьми.
Коррекция дисграфии
При коррекции дисграфии самым важным является выявление механизма нарушения, т. е. причины. Это позволяет выстроить работу так, чтобы скорректировать нарушенную функцию, что и приведет к устранению дисграфии. Причины возникновения дисграфии выявляются на консультации, при обследовании письменной и устной речи, а также при анализе школьных письменных работ. После этого составляется индивидуальный план работы.
На занятиях по коррекции дисграфии ведется комплексная работа по формированию правильной устной речи, устранению причин возникновения дисграфии и выработке правильных письменных навыков. Используются следующие виды работы:
- списывание текста (с рукописного, печатного; списывание, осложненное раличными логическими и грамматическими заданиями);
- слуховые диктанты;
- диктанты с графической фиксацией.
На занятиях, помимо коррекции, будет происходить развитие речи: ребенок научится грамотно на бумаге излагать свои мысли; будет осуществлена словарная работа, которая обогатит его речь различными речевыми оборотами; ребенок научится способам самоконтроля; будет натренирован в написании диктантов и изложений, что позволит успешно писать контрольные работы по русскому языку.
Коррекция дислексии
В силу того, что причиной дислексии является какая-либо нарушенная психическая функция, самым важным является выявление механизма нарушения. При диагностике обследуется устная и письменная речь ребенка, проводится беседа с родителями о трудностях ребенка при обучении. После этого подбирается комплекс коррекционных мероприятий, в который будут включены психологические, педагогические и логопедические упражнения.
Психокоррекционный блок упражнений необходим для коррекции нарушенной психической функции (коррекция переключаемости внимания, развитие зрительного восприятия, развитие слухового восприятия, анализа и синтеза, оптимизация общего тонуса коры головного мозга и др.)
Логопедический блок упражнений направлен на коррекцию дислексии как речевого нарушения. В этот блок входят такие упражнения, как логоритмика, зеркально-симметричное рисование обеими руками, упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова, модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко и др.