Общее недоразвитие речи. Коррекция ОНР у детей
Какие ассоциации могут возникнуть, когда слышим словосочетание «общее недоразвитие речи»? Вариантов может быть много, но все они будут отражать одну и ту же мысль: это неправильная речь. Но что значит неправильная речь или некрасивая речь? Это та речь, которая не соответствует нормам и правилам данной языковой среды, в которой находится человек, так же сюда можно отнести неумение человека использовать языковые средства в соответствии с условиями общения. Данная характеристика может относится в определенных случаях к людям, не имеющим ОНР, у них отмечаются речевые ошибки.
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом.
Причины возникновения ОНР у детей:
- инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности,
- несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности,
- патология натального (родового) периода (родовые травмы и патология в родах),
- заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка
- неблагоприятные условия воспитания и обучения, психическая депривация.
Несмотря на то что ОНР может сопровождать различные формы речевых патологий, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
- более позднее начало речи: первые слова появляются к 3–4, а иногда и к 5 годам;
- речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
- ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
- речь детей с ОНР малопонятна.
- низкая речевая активность;
- критичность к речевой недостаточности;
- неравномерность речевого и психического развития
У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.
3 уровня речевого развития при общем недоразвитии речи
Компонет языковой системы |
I уровень |
II уровень |
III уровень |
Словарный запас |
|
|
|
Фразовая речь |
Отсутствует. В речи использует лепетные элементы, которые отражают ситуацию, при этом активно использует мимику, жесты, звукоподражание. |
|
Развернута. Использует многословные предложения из 4-5 слов. Сложные предложения даются трудно. |
Понимание речи |
Носит ситуативный характер. Трудности понимания грамматического оформления речи, при понимании речевого обращения основной упор делается на лексическое значение слов. |
Понимание обращенной речи осуществляется за счет различения некоторых грамматических форм: ед. ч. и мн. ч., муж. и жен. рода. Трудности в понимании форм числа и рода прилагательных. |
Приближено к норме. Недостатки понимания изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами, нарушение понимания логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные связи, временные и пространственные отношения |
Грамматический строй речи |
Использует в речи корневые слова, грамматические категории отсутствуют |
Грубо нарушена:
|
Наблюдаются аргамматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. |
Звукопроизношение |
Произношение звуков носит диффузный характер, в силу неустойчивой артикуляции |
Не сформировано. Может быть нарушено произношение всех групп звуков, в речи присутствуют искажения, замены, смешения |
Искажено.
|
Слоговая структура слова |
Грубо нарушена. Слово часто сокращается в речи до одного слога |
Нарушена. При произнесении слова, контур остается, а звуконаполняемость страдает: перестановка, добавление, замена слогов, звуков |
Ошибки в звуконаполняемости слова: сокращение слогов, перестановка и замена звуков, сокращение при стечении согласных в слове. |
Фонематическое восприятие |
В зачаточном состоянии, слуховое восприятие нарушено. |
Не сформирован звуковой анализ и синтез. |
|
Коррекцию ОНР требуется проводить на ранних этапах развития ребенка. Если упустить момент, не научить ребенка дошкольного возраста говорить правильно, то последствия в школьной жизни могут быть очень серьезными: личностные нарушения, вторичные нарушения чтения и письма, трудности в овладении школьной программой.
Если вы заметили, что постоянно поправляете речь своего ребенка, а он не перестает делать ошибки, произносит слова неправильно, не может четко и ясно выразить свои мысли, воспользуйтесь услугами логопеда. Он продиагностирует вашего ребенка, проанализирует причины речевого недоразвития, и даст рекомендации по поводу возможной коррекционной работы. Сочетание Вашего стремления и профессиональные знания и умения логопеда принесут свои положительные плоды! Удачи!
Записаться на консультацию Вы можете по телефону 8-909-282-50-83