Общее недоразвитие речи. Коррекция ОНР у детей

Общее недоразвитие речи, коррекция ОНРКакие ассоциации могут возникнуть, когда слышим словосочетание «общее недоразвитие речи»? Вариантов может быть много, но все они будут отражать одну и ту же мысль: это неправильная речь. Но что значит неправильная речь или некрасивая речь? Это та речь, которая не соответствует нормам и правилам данной языковой среды, в которой находится человек, так же сюда можно отнести неумение человека использовать языковые средства в соответствии с условиями общения. Данная характеристика может относится в определенных случаях к людям, не имеющим ОНР, у них отмечаются речевые ошибки.

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом.

Причины возникновения ОНР у детей:

Несмотря на то что ОНР может сопровождать различные формы речевых патологий, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

3 уровня речевого развития при общем недоразвитии речи

Компонет языковой системы

I уровень

II уровень

III уровень

Словарный запас

  1. Резко отстает от нормы. Активный словарь: использует небольшое количество слов–корней;
  2. слова не имеют точного соотношения с реальными предметами и действиями.
  1. Отстает от нормы – ограниченный запас общеупотребляемых слов;
  2. не знает слова обозначающие части тела, животных, их детенышей, одежды, мебели, цвета, формы, размеры.
  3. в состав словаря входят: существительные, глаголы, предлоги, местоимения, союзы.
  1. Приближен к норме. В словаре преобладают существительные и глаголы;
  2. неточное употребление многих слов.

Фразовая речь

Отсутствует.

В речи использует лепетные элементы, которые отражают ситуацию, при этом активно использует мимику, жесты, звукоподражание.

  1. пользуется простой фразой 2-3 слова. Активно использует мимику, жесты;
  2. высказывания бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

Развернута.

Использует многословные предложения из 4-5 слов. Сложные предложения даются трудно.

Понимание речи

Носит ситуативный характер. Трудности понимания грамматического оформления речи, при понимании речевого обращения основной упор делается на лексическое значение слов.

Понимание обращенной речи осуществляется за счет различения некоторых грамматических форм: ед. ч. и мн. ч., муж. и жен. рода. Трудности в понимании форм числа и рода прилагательных.

Приближено к норме.

Недостатки понимания изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами, нарушение понимания логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные связи, временные и пространственные отношения

Грамматический строй речи

Использует в речи корневые слова, грамматические категории отсутствуют

Грубо нарушена:

  1. замены  падежных окончаний;
  2. ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов;
  3. при изменении существительных по чис­лам;
  4. отсутствие согласования прилагательных и существительных, числительных и существительных;
  5. пропуски предлогов, их замена;

Наблюдаются аргамматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Звукопроизношение

Произношение звуков носит диффузный характер, в силу неустойчивой артикуляции

Не сформировано.

Может быть нарушено произношение всех групп звуков, в речи присутствуют искажения, замены, смешения

Искажено.

  1. нарушено произношение нескольких групп звуков;
  2. нестойкие замены, смешения, пропуски.

Слоговая структура слова

Грубо нарушена.

Слово часто сокращается в речи до одного слога

Нарушена.

При произнесении слова, контур остается, а звуконаполняемость страдает: перестановка, добавление, замена слогов, звуков

Ошибки в звуконаполняемости слова: сокращение слогов, перестановка и замена звуков, сокращение при стечении согласных в слове.

Фонематическое восприятие

В зачаточном состоянии, слуховое восприятие нарушено.

Не сформирован звуковой анализ и синтез.

  1. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия;
  2. у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов.

Коррекцию ОНР требуется проводить на ранних этапах развития ребенка. Если упустить момент, не научить ребенка дошкольного возраста говорить правильно, то последствия в школьной жизни могут быть очень серьезными: личностные нарушения, вторичные нарушения чтения и письма, трудности в овладении школьной программой.

Если вы заметили, что постоянно поправляете речь своего ребенка, а он не перестает делать ошибки, произносит слова неправильно, не может четко и ясно выразить свои мысли, воспользуйтесь услугами логопеда. Он продиагностирует вашего ребенка, проанализирует причины речевого недоразвития, и даст рекомендации по поводу возможной коррекционной работы. Сочетание Вашего стремления и профессиональные знания и умения логопеда принесут свои положительные плоды! Удачи!

Записаться на консультацию Вы можете по телефону 8-909-282-50-83

Онлайн запись