Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (т. е. нет нарушений функционирования центральной нервной системы). Проявляется дислалия в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном произнесении (например, горловое «французское» «р»), заменах одних звуков другими (лыба вместо рыба), смешении звуков и их пропусках («ыба» вместо рыба).

Существует 2 формы дислалии:

  1. При отклонениях в строении речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии.
  2. В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений, говорят о функциональной дислалии.

Причины возникновения и показатели функциональной дислалии:

  1. Несформированность фонематического слуха, ребенок неправильно опознает звуки, входящие в состав слова. Это приводит к неправильному восприятию слов (гора — «кора», жук — «щук», рыба — «лыба»). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему. В данном случае нет нарушений слуха, ребенок не различает близкие по звучанию звуки, путает их.
  2. При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков, т. е. происходит замена одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.
    Также могут наблюдаться нарушения звукопроизношения при которых усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при планировании речи, при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно).
    Например, ребенок путает звуки с — ш, з — ж (крыса — «крыша»),
  3. Неправильно сформировавшиеся артикуляционные позиции. Наблюдается искаженное произнесение звуков.
    Чаще всего произносимый звук по акустическим признакам близок к правильному, и слушающий соотносит этот вариант произнесения с определенным звуком.
    Обычно нарушаются следующие группы звуков:
    • свистящие — С, СЬ, З, ЗЬ
    • шипящие — Ш, Ж
    • аффрикаты — Ц, Ч, Щ
    • сонорные — Л, ЛЬ, Р, РЬ
    • заднеязычные — К, КЬ, Г, ГЬ, Х, Х
    • мягкие согласные

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические — в любом возрасте вследствие повреждения речевого аппарата.

Механическая дислалия.

Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные аномалиями зубо-челюстной системы:

  1. Непоправимым положением верхних или нижних резцов или соотношения между верхней или нижней челюстью (дефекты прикуса):
    • прогнатия, т. е. выступание верхней челюсти вперёд вследствие её чрезмерного развития по сравнению с нижней;
    • прогения, т. е. выступание нижней челюсти по сравнению с верхней; открытый прикус, т. е. между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток;
    • боковой открытый прикус (левосторонний, правосторонний или двусторонний).
  2. Неправильное строение зубов, например, при больших щелях между зубами язык в момент речи может просовываться в них, искажая звукопроизношение.
  3. Неправильное строение нёба. Узкое, высокое, низкое, плоское нёбо препятствует правильной артикуляции многих звуков.
  4. Толстые губы, часто с отвислой нижней губой или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губнозубных звуков.
  5. Часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка).
  6. Механическая дислалия может быть вызвана и тем, что язык или слишком большой или слишком маленький.

Эти аномалии возникают из-за дефектов развития или являются приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого нёба (высокий свод).

 

Записаться на консультацию