Дислексия. Коррекция нарушения чтения

Дислексия — это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных, повторяющихся типичных ошибках, обусловленных несформированностью психических функций (зрительного анализа и синтеза, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза и др.)

Процесс чтения сложно организован. В нем принимают участие разные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный.

Овладение чтением осуществляется двумя взаимосвязанными компонентами:

  1. Технический:
    • Зрительное восприятие, узнавание буквы;
    • Соотнесение графического образа буквы с соответствующим звуком;
    • Воспроизведение необходимого звука;
    • Правильное выполнение слияния звуков в слоги, слогов в слова;
  2. Семантический (смысловой) – соотнесение звукового комплекса со смыслом.

С учетом нарушенных операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексий:

Виды дислексии

Фонематическая дислексия

Причина: недоразвитие функций фонематической системы.

  1. дислексия, обусловленная нарушением фонематического анализа, проявляется в пропусках, перестановках букв, слогов, слов. Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении (марка — «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла — «пасала»); в перестановках звуков (утка — «тука»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата — «лата», «лотапа»).
  2. Дислексия, обусловленная нарушением фонематического восприятия,  проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (б — п, д — т, с — ш, ж — ш).

Семантическая дислексия

Причина: несформированность звуко-слогового синтеза.

Проявляется в непонимании ребенком прочитанного. Дети с семантической дислексией затрудняются в выполнении следующих заданий: а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними (м, у, к, а); б) воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам (де-воч-ка со-би-ра-ет цве-ты).

Аграмматическая дислексия

Причина: нарушение грамматического строя речи.

Проявления:

Мнестическая дислексия

Причина: нарушение речевой памяти, проявляется в заменах букв несуществующими звуками.

Оптическая дислексия

Причина: недоразвитие пространственного восприятия, зрительного восприятия, а также зрительного анализа и синтеза.

Проявления:

Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л — Д, 3 — В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Т — Г, Ь — Р, Н — П — И).

Тактильная дислексия

Наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.