Логопед детям: развитие речи у детей
Речь — это высшая психическая функция, она является формой общения людей и способом существования сознания. Речь сопровождает всю нашу жизнь, опосредует наши действия, она помогает нам общаться.
Дети нормально овладевают речью — научаются говорить — пользуясь речью в процессе общения. Общение — первое, и самое важное средство развития детской речи. Наряду с ним стоят:
- языковая среда, в которой находится ребенок;
- обучение;
- игра;
- бытовая деятельность;
- труд;
- художественная литература;
- искусство (музыка, театр и т. д.)
Использование всех этих средств в совокупности должно способствовать развитию устной, правильной (т. е. правильное произнесение звуков и слов, правильное употребление слов по смыслу), хорошей речи, а также навыкам общения с окружающими людьми.
Довольно часто в условиях современной жизни родителям не хватает времени на общение с детьми. Приходя вечером с работы, многие мечтают побыть в тишине, или начинают заниматься домашними делами, детско-родительское общение сводится к краткому пересказу событий минувшего дня. Для полноценного развития речи ребенку этого недостаточно!
Детки, которые ходят в сад, хорошо овладевают речевыми умениями под воздействием специализированного обучения. В процессе занятий логопеда с детьми решаются многие обучающие задачи:
- Развитие словаря
- обогащение словаря на основе ознакомления с окружающим миром;
- пополнение словаря разными частями речи;
- освоение значения слов и их уместное употребление в речи;
- освоение сочетаемости слова;
- развитие умения употреблять многозначные слова.
-
Воспитание звуковой культуры речи
- развитие фонематического слуха;
- обучение правильному звукопроизношению;
- воспитание орфоэпически правильной речи;
- выработка четкой дикции и овладение средствами выразительности (интонация, тон, темп и т. д.)
- Формирование грамматического строя речи
- Развитие связной речи (диалогической и морфологической форм речи)
- Подготовка к обучению грамоте
Решение вышеописанных задач позволяет достичь главной цели — развития связной детской речи; будет реализована основная коммуникативная функция речи. Также, благодаря развитию речи, будет происходить развитие всех остальных психических функций (в первую очередь мышления). В итоге это поможет реализоваться ребенку как личности, достичь высоких учебных и личных результатов.
Процесс овладения речью довольно долгий. Таблица нормального развития детской речи (.pdf)
Если вы хотите, чтобы ребенок умел грамотно выражать свои мысли, без проблем общаться с окружающими людьми, чтобы он говорил красиво, — нужно создавать специальные условия, которые будут способствовать речевому развитию. Играйте в различные речевые и пальчиковые игры, читайте вместе книжки, обсуждайте события вашей жизни, и вы увидите результат! Вы можете обратиться к логопеду, который проконсультирует Вас, как правильно развивать ребенка, какие игры и материалы и в каком возрасте лучше использовать.