Пальчиковые игры для детей от 2 месяцев до 7 лет
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский
Пальчиковые игры являются одним из средств, позволяющим активизировать речевые центры в головном мозге ребенка. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены близко. Совершенствуя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие зоны мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Таким образом, используя такие игры, у ребенка совершенствуется не только мелкая моторика, но развивается и речь, и мышление.
Кому это может пригодиться?
1. Родителям, которые имеют ребенка с речевыми нарушениями.
Если ваш ребенок плохо выговаривает звуки речи, говорит невнятно, не грамотно, и вы хотите поспособствовать коррекции речевого недоразвития, то использование пальчиковых игр вам необходимо.
Очень часто родителям на консультации у невролога советуют начать пить лекарства (влияющие на центральную нервную систему и речь). Но прежде чем браться за такие координальные методы лечения, стоит вспомнить о простых упражнениях, влияющих на развитие речи.
2. Родителям, которые хотят поспособствовать полноценному речевому развитию своего малыша.
Пальчиковые игры и упражнения.
Пальчиковую тренировку можно начинать использовать с самого раннего возраста, т, к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребёнка.
Играя с ребенком, вы не только развиваете его моторику, вы предупреждаете появление речевых нарушений, активно влияя на речевые центры в головном мозге и, конечно, имеете драгоценные минуты общения с вашим малышом.
Возраст |
Игры и упражнения |
2 месяца |
|
4–5 месяцев |
Использование крупных шариков следующим образом: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать мячик между его ладоней и покрутить. |
5–6 месяцев |
|
6–7 месяцев |
к ранее выполняемым упражнениям добавляем прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения). Продолжительность 3-4 минут. |
8–10 месяцев |
1. Упражнение "Утёнок" Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка. Ты, утёнок, не пищи, Для этого упражнения можно использовать и другие игрушки (котенка, цыплёнка), изменяя текст стихотворения.
2. Упражнение "Киска" Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения. Киска, кисонька, кисуля! |
10–12 месяцев |
Можно предложить ребёнку разбирать и собирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте можно начать учить ребёнка держать ложку, чашку, карандаш, рисовать "каракули" |
1,5–2,5 года |
Для изготовления такого бассейна необходимо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз(мисочку), на дно положить различные игрушки (желательно не очень крупные, очень подходят игрушки из киндер-сюрприза) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. |
2,5–7 лет |
|
Дома можно организовать игры с использованием подручного материала.
Дорогие родители! Не думайте, что это сложно организовать или трудоемко. Распечатайте примеры игр и держите их на видном месте. Используйте те игры, которые нравятся вашему ребенку. Разучивайте одну игру, а затем переходите к следующей. И помните, что в ваших силах создать для ребенка условия полноценного и всестороннего развития!