Пальчиковые игры для детей от 2 месяцев до 7 лет

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский

Пальчиковые игры являются одним из средств, позволяющим активизировать речевые центры в головном мозге ребенка. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены близко. Совершенствуя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие зоны мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Таким образом, используя такие игры, у ребенка совершенствуется не только мелкая моторика, но развивается и речь, и мышление.

Кому это может пригодиться?

1. Родителям, которые имеют ребенка с речевыми нарушениями.

Если ваш ребенок плохо выговаривает звуки речи, говорит невнятно, не грамотно, и вы хотите поспособствовать коррекции речевого недоразвития, то использование пальчиковых игр вам необходимо.

Очень часто родителям на консультации у невролога советуют начать пить лекарства (влияющие на центральную нервную систему и речь). Но прежде чем браться за такие координальные методы лечения, стоит вспомнить о простых упражнениях, влияющих на развитие речи.

2. Родителям, которые хотят поспособствовать полноценному речевому развитию своего малыша.

Пальчиковые игры и упражнения.

Пальчиковую тренировку можно начинать использовать с самого раннего возраста, т, к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребёнка.

Играя с ребенком, вы не только развиваете его моторику, вы предупреждаете появление речевых нарушений, активно влияя на речевые центры в головном мозге и, конечно, имеете драгоценные минуты общения с вашим малышом.

Возраст

Игры и упражнения

2 месяца

  1. потягивание пальчиков малыша, как будто хотите их вытащить(движения должны быть очень легкими и нежными);
  2. делать круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону;
  3. использование мини-тренажёров: "мохнатые" шарики из латекса (они продаются в зоомагазинах). 

4–5 месяцев

Использование крупных шариков следующим образом: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать мячик между его ладоней и покрутить.

5–6 месяцев

  1. руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдоль головы вперёд и назад
  2. массаж кисти рук (массируем каждый палец, каждую его фалангу) Проводим разминание ежедневно в течение 2-3 минут.

6–7 месяцев

к ранее выполняемым упражнениям добавляем прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения). Продолжительность 3-4 минут.

8–10 месяцев

1. Упражнение "Утёнок"

Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.

Ты, утёнок, не пищи,
Лучше маму поищи.

Для этого упражнения можно использовать и другие игрушки (котенка, цыплёнка), изменяя текст стихотворения.

 

2. Упражнение "Киска"

Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.

Киска, кисонька, кисуля!
Позвала котенка ... (имя вашего ребёнка)
Не спеши домой, постой!
И погладила рукой.

10–12 месяцев

Можно предложить ребёнку разбирать и собирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте можно начать учить ребёнка держать ложку, чашку, карандаш, рисовать "каракули"

1,5–2,5 года

  1. застёгивание пуговиц;
  2. завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки);
  3. переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком.
  4. доставание игрушек из бассейна с крупой.

Для изготовления такого бассейна необходимо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз(мисочку), на дно  положить различные игрушки (желательно не очень крупные, очень подходят игрушки из киндер-сюрприза) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне.

2,5–7 лет

  1. застёгивание и растёгивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);
  2. всевозможные шнуровки;
  3. нанизывание колец на тесьму;
  4. игры с мозаикой;
  5. сортировка мозаики по ячейкам;
  6. игры с конструктором;
  7. перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
  8. Более сложные пальчиковые игры

Дома можно организовать игры с использованием подручного материала.

Дорогие родители! Не думайте, что это сложно организовать или трудоемко. Распечатайте примеры игр и держите их на видном месте. Используйте те игры, которые нравятся вашему ребенку. Разучивайте одну игру, а затем переходите к следующей. И помните, что в ваших силах создать для ребенка условия полноценного и всестороннего развития!

 

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу в логопедический центр "Хуторок"