Дислексия. Коррекция нарушения чтения
Дислексия — это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных, повторяющихся типичных ошибках, обусловленных несформированностью психических функций (зрительного анализа и синтеза, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза и др.)
Процесс чтения сложно организован. В нем принимают участие разные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный.
Овладение чтением осуществляется двумя взаимосвязанными компонентами:
- Технический:
- Зрительное восприятие, узнавание буквы;
- Соотнесение графического образа буквы с соответствующим звуком;
- Воспроизведение необходимого звука;
- Правильное выполнение слияния звуков в слоги, слогов в слова;
- Семантический (смысловой) – соотнесение звукового комплекса со смыслом.
С учетом нарушенных операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексий:
Виды дислексии
Фонематическая дислексия
Причина: недоразвитие функций фонематической системы.
- дислексия, обусловленная нарушением фонематического анализа, проявляется в пропусках, перестановках букв, слогов, слов. Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении (марка — «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла — «пасала»); в перестановках звуков (утка — «тука»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата — «лата», «лотапа»).
- Дислексия, обусловленная нарушением фонематического восприятия, проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (б — п, д — т, с — ш, ж — ш).
Семантическая дислексия
Причина: несформированность звуко-слогового синтеза.
Проявляется в непонимании ребенком прочитанного. Дети с семантической дислексией затрудняются в выполнении следующих заданий: а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними (м, у, к, а); б) воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам (де-воч-ка со-би-ра-ет цве-ты).
Аграмматическая дислексия
Причина: нарушение грамматического строя речи.
Проявления:
- Ошибки в предложно-падежных конструкциях («из-под листьях», «у товарищах», «кошка» — «кошки»);
- Неправильное согласование слов («сказка интересное», «детей веселую»);
- Нарушение глагольной лексики («это был страна», «ветер промчалась»).
Мнестическая дислексия
Причина: нарушение речевой памяти, проявляется в заменах букв несуществующими звуками.
Оптическая дислексия
Причина: недоразвитие пространственного восприятия, зрительного восприятия, а также зрительного анализа и синтеза.
Проявления:
- затруднения в распознавании неправильно написанных букв,
- плохое рисование по памяти,
- затруднение в пространственной ориентировке.
Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л — Д, 3 — В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Т — Г, Ь — Р, Н — П — И).
Тактильная дислексия
Наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.